ДОКТОР для ВАШЕЙ ДУШИ
Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Мои статьи [33]


Поиск


Наш опрос
Для беседы на деликатные темы наиболее важно для Вас:
Всего ответов: 283


Друзья сайта
  • КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ НМУ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • УКРАИНСКАЯ ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКАЯ ЛИГА


  • Статистика
    Site Meter Украинский портАл Рейтинг. СЕЛЮКОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ. Доцент кафедры психиатрии, сексологии и медицинской психологии национального медицинского университета г. Киев Виртуальная поликлиника, советы врачей, вакансии для медиков, коллекция рефератов, самотестирование, лекарства, каталоги врачей, фирм, клиник Украины, сексология, психотерапия, гомеопатия, духовное развитие, нетрадиционная медицина, последние новости... Проверка сайта Каталог медицинских ресурсов Твои любимые сериалы на лучшем женском сайте: Клон, Мятежный дух, Кармелита, Друзья, Зачарованные, Моя прекрасная няня, Бедная Настя Украина-Сегодня: Каталог сайтов ЗДОРОВЬЕ.RU SPRAVKA.UA - Бизнес-Каталог товаров и услуг Украины
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 25.09.2017, 02:55
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ЗАМЕТКИ БРЮЗЖАЩЕГО МЕДИКА - 2 - Проф. О.Е. Бобров


    >>>  К НАЧАЛУ  >>>


    Врачи в древнем Риме были среди всех категорий - свободных граждан, отпущенников и рабов. Раб по римским законам не мог иметь никакой собственности. Так гласил закон, но он мало касался раба-врача. Известны имена очень богатых рабов. Это - врач Келад, раб Антонии, жены Друза Старшего; Гила, врач бегового общества, устраивавший конские состязания; Кассий - "врач, раб цезаря нашего" (Траяна), который  располагал такими большими средствами, что "…оставил жене своей и отпущенников, и отпущенниц". Не бедными были и Фирий - раб императора Тита и Зосима - раб отпущенника Гимна, который смог купить себе "наместницу". Нередко у врачей-оптпущенников со временем появлялись свои рабы и отпущенники. А это очень дорого.

    Немалый доход врачам приносило и обучение медицине. Обычно опытный врач окружал себя учениками и помощниками, которые сопровождали его при посещении больных и которых он наставлял во врачебном деле преимущественно на практике. О размере дохода такого врача можно судить по тому, что раб Эрот Мерула, глазной врач откупился на свободу за 50 тыс. сестерций.

    Если проанализировать положение врачей, которые жили не в Риме, а практиковали по большим и малым городам Италии, то и среди них бедняков не было.

    Врач Арий Келад за свои средства отремонтировал целый храм Марса, а другой врач Ацилий Потин смог предпринять далекое путешествие из Бононии в Афины. Были среди врачей и настоящие богачи. Эрот Мерула, глазной врач из Асизия, в I-II вв. н.э. оставил после себя капитал в 800 тыс. сестерций. Чуть позже в начале III в. городской врач Стей Рутилий Манилий в Беневенте вступил в сословие всадников, т.е. располагал цензом в 400 тыс. сестерций, которые, надо думать, были только частью его богатства, а его внук Скратей Манилиан был избран на высшую муниципальную должность в родном городе. Он получил звание praetor cerialis и по этому поводу щедро одаривал сограждан – "разбрасывая тессеры", особые марки, по которым граждане получали золотые монеты, серебряную и бронзовую посуду и одежду. Подобные раздачи были возможны, конечно, только при большом богатстве.

    В другой  ранней  цивилизации  -  Древней Индии получение врачом гонорара за лечение считался нормальным, также как и отказ во врачебном совете преступникам. В то же время существовали и "льготные категории" пациентов. Врачу  предписывалось лечить даром - прежде всего своего учителя и брахманов,  а также - бедных,  друзей и соседей,  сирот и чужестранцев.

    На Руси брали и берут всегда и за все. Брали, берут и будут брать и врачи - кто "огненной" жидкостью, кто яйцами, кто борзыми щенками, а кто в конвертах.

    Уже в "Русской Правде" Ярослава Мудрого указано о плате врачу за лечение ран. Церковный устав Св. Владимира (996 г.) объявил "лечцов" (врачей) - людьми церковными и четко определил источник их финансирования - "десятину" от "…ссудных дел, от торговли, от урожая и т.п.". В "Изборниках Святослава" 1073 и 1076 гг., компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с "Изборника" болгарского царя Симеона (Х век) - говорилось и о вознаграждении врачу - "…аще лечец получится, привести его к больному и уплатить за его труд".

    Часто примером врачебного бескорыстия приводят Киево-Печерский монастырь (ХI век). Печерский Патерик донес до нас имена бессребреников, подвижников монастыря. Глава 8 Патерика содержит сведения "О житии святого преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского", а глава 27 - "О святом и блаженном Агапите, безмездном враче". Навечно прославили монастырь "даром исцеления и врачевания больных" Антоний Преподобный, Домиан, св. Алипий, Вирменин, Агапит Печерский и Пимен Постник. Это так, но это было позже. Сначала в Киев пришли иноки из монастыря Св. Афонасия с Афонской горы, где была "больница больных ради", и принесли с собой врачебные знания. А возможность основания Киево-Печерского монастыря появилась после оплаты лечения князем Изъяславом. После того, как Антоний излечил Великого князя киевского Изяслава последний подарил обители гору над пещерами, а "игумен же и братия заложила церковь велику и монастырь... И оттоле нача зваться Печерский монастырь..." - отмечал летопись. Гора над пещерами - неплохой гонорар.

    Другой монах - Преподобный Агапит, прозванный "врачом безмездным" (денег за лечение он не брал), лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. Свое прозвище Агапит получил после того, как раздал нищим "щедрые дары" Черниговского князя Владимира Мономаха. Заметим, правом врача было раздать "щедрые дары", но обязанностью излеченного больного - рассчитаться с врачом. После этого в сознании Владимира произошел переворот. Поступок Агапита с дарами так потряс князя - тогдашнего олигарха, что главным делом его жизни после выздоровления стала благотворительность. Своим детям он завещал - "Избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу". И дети свято выполнили наказ отца. Внук Владимира Мономаха Великий князь Ростислав Мстиславович после смерти своего дяди Великого князя Вячеслава Владимировича (1154 г.) все его имущество и казну раздал монастырям, церквям, бедным, вдовам и странникам. Его сын - князь Роман Ростиславович так же всю жизнь занимался благотворительностью, раздал всю свою казну, не оставив себе даже на погребение. Хоронили князя на народные пожертвования.

    Почему же сегодня, ссылаясь на примеры бескорыстия отдельных древних врачей, общество настойчиво продолжает призывать всех современных эскулапов работать задаром? Почему не вспоминают размеров княжеской благодарности? Почему никто из нынешних олигархов не повторил княжеских поступков? Почему такая избирательная историческая память? Может быть потому, что народ вряд ли добровольно пожертвует нынешним олигархам на похороны? А с врача что взять. Он обязан быть нищим. Обществу больше нравится Шекспировский Кент  - "Убей врача, а плату за лечение - отдай болезни" ("Король Лир").

    Кстати, еще о бескорыстии и бессребреничестве. Издавна наших граждан потчуют мифом о бескорыстии земских врачей, о том, что все они были бессребрениками. Не ведаю, какими истинными источниками пользуются авторы таких утверждений. Исторические сведения и художественно-мемуарная литература того периода не дает нам никаких оснований для этого. Все известные медики земского периода - XIX столетия - были достаточно состоятельными людьми. Подчеркиваю - известные, т.е. состоявшиеся в профессии медики, а не неудачники-недоучки. Не потому ли медики в земство стремились? И объяснений этому несколько.

    Возложив на сельского врача широкий круг обязанностей и большую ответственность за состояние здоровья местного населения, земство значительно увеличивает их годовые оклады по сравнению с окладами государственных врачей. Обратимся к сведениям приведенным в сохранившемся до наших дней отчете "Самоуправление Ярославльской губернии", (1864). Цифры более чем красноречивы.

    Так, если жалованье находившегося на государственной службе врача в Любимском, Пошехонском, Углическом уездах составляло 400 рублей в год, а в Рыбинском, Ярославском, Ростовском – 700 рублей, то старший врач при Ростовском земстве Н.Б. Гейднерейх получил от земства в 1870 году 1200 рублей, а младший врач Д.И. Васильев 900 рублей (одна корова в то время стоила 25 рублей).

    В начале ХХ века оклады земских врачей увеличились до 1500 рублей в год, причем такое жалованье было уже в большинстве уездов губернии.

    Материальное положение врачей в разных уездах было не одинаково. Такая ситуация объяснялась разными финансовыми возможностями уездов. Но и тут управы старались найти выход. Довольно часто, кроме выплаты жалования, земство или крестьянская община предоставляло врачу дом или оплачивали квартиру и ее отопление. Само самим разумеющимся была оплата врачу поездок на учебу, съезды и конференции, в том числе и за границу, а также компенсация расходов на книги и журналы.

    Кроме того, земство разработало систему поощрительных материальных мер, которые должны были стимулировать работу врачей и тем самым препятствовать текучести кадров. Так, в Ярославской губернии уже в конце ХIХ века было введено страхование жизни медицинского персонала. Размер страхового полиса для врачей определялся в разных уездах в размере от 3000 до 5000 рублей.

    Все перечисленные меры благоприятно сказались в привлечении врачебного персонала на земскую службу. Если в 1866 году на 10 уездов было 9 врачей (не считая лиц, служивших в губернской больнице), то в 1880 году их стало 25, а к 1914 года в Ярославской губернии медицинской практикой занималось уже 97 врачей, из них 65 находилось на земской службе.

    Интерес представляют и сведения о ценах и о доходах разных категорий государственных служащих на рубеже XIX - ХХ веков.

    Цены на "главнейшие продукты первой необходимости" в г. Киеве в 1913 году были такие: мука пшеничная высшего сорта - 13 коп. за кг, мука ржаная - 6 коп. за кг, хлеб пшеничный - 12 коп. за кг, французская булка - 7 коп. за 400 г, картофель - 2 коп. за кг, крупа гречневая - 16 коп. за кг, рис - 20 коп. за кг, масло подсолнечное - 33 коп. за кг, сахар (песок) - 25 коп. за кг, телятина - 32 коп. за кг, свинина - 38 коп. за кг, рыба (щука) - 63 коп. за кг, молоко - 12 коп. за литр, масло сливочное - 1 рубль 31 коп. за кг, яйца - 31 коп. за десяток. Разливное пиво (0,5 литра) стоило 5 копеек. Разлитое в бутылки пиво стоило дороже - 12 копеек. Обед из двух блюд в кафешантане "Шате да флер" обходился в 16 - 20 копеек. Отобедать в фешенебельном ресторане "Жорж" или "Франсуа" можно было за 2-3 рубля. Мужской костюм в то время стоил 35 - 40 рублей, брюки - 13 рублей, зимнее пальто - 60 рублей.

    Что было дорого - болеть. В больницах были конечно "бесплатные" койки, но их не хватало. Поэтому приходилось раскошеливаться. В общих палатах брали по 30 копеек за койко-место, а в отдельных уже 1 - 1,5 рубля в день. Это без учета самого лечения.

    Теперь о доходах. Самые высокие оклады получали члены Государственного Совета. Одним из наиболее оплачиваемых министров был министр внутренних дел, его жалованье составляло 24480 рублей в год. Его заместитель (товарищ) получал 15000 рублей. Директор министерского департамента получал более 8000 рублей, что немного превышало жалованье губернатора. Содержание члена Государственной думы обходилось в 4500 рублей. Чуть меньше 4000 - 4200 рублей получал профессор столичного вуза. Учитель гимназии получал лишь около 1000 рублей, столько же получал и участковый пристав, а его помощник - 600 рублей. Врач в муниципальной больнице и начальник почтово-телеграфного отделения получали около 500 рублей в год. Жалованье околоточного надзирателя составляло около 400 рублей. Высококвалифицированные рабочие в некоторых отраслях промышленности получали примерно такую же сумму (Ю. Голицин, 2000).

    Приведенные данные говорят о казалось бы незавидном положении врача, находившегося на "государевой службе". Его зарплата, по сравнению например с министром или депутатом была в то время такой же нищенской, как и сегодня. Но нищих врачей почему-то не было. Наоборот, врач был человеком зажиточным. Их богатство  основывалось не на государственном жаловании, а на гонорарах, получаемых от пациентов. Так, в издаваемой в те годы Манассеиным газете "Врач" были опубликованы сведения о размерах гонораров выдающихся  врачей (Шарко, Бильрота, Склифософского, Захарьина и др.). Это были астрономические суммы -  40 тыс.,  25 тыс.,  6 тыс.  рублей. Это не секрет, данный факт известен всему миру (И. Шамов, 2004).

    Вообще о газете "Врач" стоит поговорить особо. Ее редактор - Манассеин славился как бессребреник. Увлекшись общественной деятельностью и изданием газеты он быстро спустил свое состояние (ему в наследство досталась фабрика и доходный дом), совершенно оставил частную практику и лишь изредка посещал больных на дому - преимущественно врачей и литераторов. Основной его деятельностью стала критика  "теневых  сторон"  частной врачебной практики -  "…частная практика  порождает нездоровую конкуренцию и деформирует морально-этические основания коллегиальности  врачей,  в среде которых распространяется алчность, "кусочничество",  она является причиной безнравственной "дихотомии"  -  когда,  например,  терапевт  направляет больного к определенному хирургу, получая от последнего от 25% до 50% комиссионных и т. д. ". Фактически газета  Манассеина превратилась в орган, на страницах которого постоянно вершился "суд чести" над русской медициной,  что в конце концов не могло не обернуться изменением общественного отношения к врачам. Эти публикации вызвали известный резонанс, правда в основном среди деклассированной публики, и, заигрывающих с ними народовольцами и представителями левацких движений.

    Парадоксом явилось то, что публикации в газете "Врач" привели к стремительному разрушению, некогда единой, профессиональной корпорации врачей. Чем жестче была критика прессы, тем более вялой становилась реакция медицинского сословия, хотя более логичным был бы организованный отпор. Но его не последовало. Причина же этого была "проста как мир". Зависть к более удачливому коллеге, зависть к размеру полученного кем-то гонорара. Все, как всегда упиралось в "экономику". Точно по М. Булгакову, когда Шариков упрекает Филиппа Филипповича - "А то что ж - один в семи комнатах расселся, штанов у него сорок пар, а другой щляется, в сорных ящиках питание ищет".

    Так что публикации во "Враче" поддержали те медики, которые четко увидели в низвержении авторитетов возможность расширить свою практику за счет устранения конкурента. Они то и стали пятой колонной врачебного клана. В основном это были те, кто не смог прославиться и добиться материального благополучия успехами в медицинской практике и науке. Единственным выходом для них стала возможность прославиться, созданием образа страдающего за больных бессребреника. В ход пошли все способы, в том числе и вытаскивание на потеху неподготовленной публике случаев диагностических и лечебных ошибок вчерашних кумиров, наклеивание им ярлыков "погрязших в роскоши мздоимцев" и т.п.

    Немногочисленные трезвомыслящие граждане, понимавшие, что "хорошее не бывает дешевым", не поддержали Манассенина и Ко. В основном это были представители школ Боткина и Захарьина. В ответ на нападки и обвинения врачей в стяжательстве они пришли к выводу, что понятие "гонорар"  иное,  чем  понятие "жалованье" ("заработная плата"). Гонорар - это не только стоимость работы и оценка социального статуса врача, но и отражение возможностей и социального статуса пациента. Так что каждый покупает то, что может себе позволить, и, обращается к тому, кто ему материально доступен. А заниматься или не заниматься благотворительностью - личное дело врача. Кто-то от рождения альтруист и филантроп, а кто-то - чистый прагматик. 

    Историки медицины, занимающиеся вопросами врачебной этики и деонтологии, любят ссылаться на благотворительную деятельность М. Я. Мудрова, называя его русским последователем Гиппократа. Действительно, когда он стал знаменитым врачом - дом его был всегда полон воспитанниками, старыми друзьями и многочисленными родственниками, жившими на его иждивении. Если учесть, что сам он был сыном бедного священника (отец, отправляя его в Москву в университет, дал ему всего 25 копеек медью), то, учитывая текущие расходы, можно заключить, что гонорары, получаемые доктором от состоятельных пациентов, были немалыми. Как отмечал его биограф, сам М.Я. Мудров не любил, когда врачебный труд оценивали дешево. Интерес представляет описание его выезда "в народ" - "Ранним утором М.Я. Мудров выезжал из дома в своей карете четверкой с ливрейными лакеями на запятках... (чем не 600-й "мерседес" того времени?). На козлах у кучера стояли корзины с лекарствами, чаем и вином. Все это он раздавал бедным и больным, которых посещал безвозмездно". Вот он принцип "солидарного медицинского страхования", правда без участия бюрократического аппарата страховых компаний.

    Но семена, умело брошенные медицинскими "раскольниками-Манассеиными" в хорошо "унавоженную", левацкими идеями всеобщего благоденствия и социальной справедливости, почву, уже стали давать обильные всходы. В обществе популяризировалось потребительски-пренебрежительное отношение к врачам. Люмпенизированные массы с восторгом приняли лозунг - "Долой частную врачебную практику, долой медицину лавочников! Работать за совесть, а не за деньги". Правда этот лозунг, почему-то, был адресован только к одной стороне - врачам. Впрочем, социум всегда неохотно расставался с деньгами, особенно если их приходилось отдавать за что-то нематериальное, неосязаемое - например не за водку, а за здоровье. Тем более, когда в самом врачебном сословии появились "праведники", навязчиво призывавшие к борьбе с "медицинской сухаревкой" и "кусочничеством". Как не поддержать такой почин? Кто же будет платить, если это не обязательно? Врач должен работать безвозмездно!!! А на самого врача социуму было, в принципе, наплевать.

    Интересна эволюция взглядов на материальные отношения врача и пациента классика врачебной этики - В. Вересаева. В начале своей врачебной деятельности он  пытался трудиться безвозмездно, и, чтобы заработать на жизнь, подрабатывал по вечерам перепиской документов для богатых людей. Позже он понял абсурдность своего занятия. Вот что писал сам Вересаев - "... Я вступил в жизнь. Я ближе увидел отношение больных к врачам. И постепенно мои взгляды стали меняться. У меня был товарищ-врач, специалист по массажу. Он в течение двух лет лечил семью одного богатого коммерсанта. Коммерсант, очень интеллигентный господин и вполне "джентльмен", задолжал врачу около двухсот рублей. Прошло полгода. Товарищу очень нужны были деньги. Он написал коммерсанту вежливое письмо, где просил его прислать деньги. Коммерсант в тот же день сам приехал к нему, привез деньги и рассыпался в извинениях... Но он все время называл врача не по имени, а "доктор", все время держался с той изысканной вежливостью, которою люди прикрывают свое брезгливое отношение к человеку.

    С этих пор коммерсант перестал обращаться к моему товарищу. В своих делах он, конечно, не считал предосудительным предъявлять клиентам векселя и счета, но врач, который в свое дело замешивает деньги... Такой врач, в его глазах, не стоял на высоте своей профессии.

    Поведение коммерсанта поразило меня и заставило сильно задуматься - оно было безобразно и бессмысленно, а между тем в основе его лежал тот взгляд, по которому врач должен быть абсолютно бескорыстен. По мнению коммерсанта, врач должен стыдиться - чего? Что ему нужно есть, и одеваться, и что он требует вознаграждения за свой труд! Врач должен весь свой труд отдавать обществу даром, но кто же сами эти "бескорыстные" и "самоотверженные" люди, которые считают вправе требовать этого от врача? Было бы понятно, если бы и само общество состояло сплошь из идеальных людей. Средний врач есть обыкновенный средний человек, и от него можно требовать лишь того, чего можно требовать от среднего человека. И если он не желает трудиться даром, то какое право имеют клеймить его за корыстолюбие люди, которые свой собственный труд умеют оценивать весьма зорко и старательно?"


    >>>  ОКОНЧАНИЕ  >>>



    Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (07.12.2010)
    Просмотров: 1027 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Создать бесплатный сайт с uCoz