ДОКТОР для ВАШЕЙ ДУШИ
Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Мои статьи [33]


Поиск


Наш опрос
Для беседы на деликатные темы наиболее важно для Вас:
Всего ответов: 327


Друзья сайта
  • КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ НМУ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • УКРАИНСКАЯ ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКАЯ ЛИГА


  • Рейтинг. СЕЛЮКОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ. Доцент кафедры психиатрии, сексологии и медицинской психологии национального медицинского университета г. КиевВиртуальная поликлиника, советы врачей, вакансии для медиков, коллекция рефератов, самотестирование, лекарства, каталоги врачей, фирм, клиник Украины, сексология, психотерапия, гомеопатия, духовное развитие, нетрадиционная медицина, последние новости...
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика


    Приветствую Вас, Гость · RSS 03.05.2024, 16:47
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ЗАМЕТКИ БРЮЗЖАЩЕГО МЕДИКА - 3 - Проф. О.Е. Бобров


    >>> ПРЕДЫДУЩАЯ >>>


    Согласитесь, описанная почти 100 лет назад ситуация, весьма и весьма характерна и для нашего сегодняшнего общества. Разве что напомнить зарвавшемуся пациенту о задолженности нельзя, а иногда и просто опасно. Сегодня врачу еще хуже. Он - бюджетник.

    Вересаев приводит еще один показательный пример - "В газету "Сын отечества" обратился господин с требованием "пропечатать" врача, подавшего на него в суд за неуплату гонорара. "Да отчего вы не заплатили ему?" - спросил газетчик. - "Да так, знаете, - праздник подходит, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну все такое прочее"...

    Вот оно, оказывается, как. Врач должен быть бескорыстным подвижником, ну а остальные, важные лица, будут за его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках".

    Выдающимся отечественным клиницистом  последней трети XIX века, ошельмованным распоясавшимся социумом, был Григорий Антонович Захарьин, более 30 лет возглавлявший факультетскую  терапевтическую клинику Московского университета. О Захарьине - враче и диагносте складывались легенды. В течение более 30 лет он ежедневно читал лекции для  студентов.  Как отмечали  современники,  некоторые  студенты специально оставались повторно на IV курс,  чтобы еще раз  прослушать курс его клинических лекций. Ежедневно он посещал клинику (изменив этой привычке лишь в последние годы),  не исключая праздников. При этом он говорил своим помощникам, что в страданиях больного таких перерывов нет. Благодаря своим регулярным обходам Г.А. Захарьин знал находящихся в клинике больных подчас лучше,  чем  ординаторы.

    Антон Павлович Чехов (сам врач), которого уж никак не назовешь защитником медицинского сословия, вспомните хотя бы те отрицательные образы врачей, выведенные в его произведениях - говорил, что из всех врачей признает только одного Захарьина! Лев Толстой, давний пациент Захарьина, писал, что каждое свидание с этим человеком оставляет в душе его - "Очень сильное и хорошее впечатление”.  Наконец,  опять приведем свидетельство А.П. Чехова, который писал А.С. Суворину (страдавшему упорными головными болями) - "Не пожелаете ли Вы посоветоваться  в  Москве  с  Захарьиным?  Он возьмет с Вас 100 рублей,  но принесет Вам пользы minimum на тысячу.  Советы его драгоценны.  Если головы  не вылечит, то побочно даст столько хороших советов и указаний, что Вы проживете лишние 20-30 лет. Да и познакомиться с ним интересно".

    Москва верила Захарьину безоговорочно. Впрочем, не только Москва - в клинику Захарьина стекались больные со всей России; человек же он был неуравновешенный, даже капризный, но знавший себе цену. Он мог приструнить любого и не менял принципов в угоду сиюминутным настроениям социума. То, что он позволял себе в период расцвета славы, вряд ли простили кому ни будь другому. Подтверждением тому - примеры, описанные замечательным историком-романистом В. Пикулем.

    "Вот зовут Захарьина к Прохорову - владельцу Трехгорной мануфактуры.

    - Так. А на каком этаже у него спальня?

    - На третьем, с вашего соизволения.

    - Не поеду! Пускай его вместе с кроватью перекинут в первый этаж. Лестницу застлать коврами и поставить в прихожей кресло, а подле него - столик с персиками и хересом от Елисеева...".

    Москва называла такие выверты "чудачеством”. Казалось бы, когда Захарьина звали в Зимний дворец для лечения царей, он должен оставить эти выкрутасы. Не тут-то было! И при дворе он - "…заявлял разные требования и претензии, которые коробили придворные сферы”. То велит остановить во дворце все тикающие часы, то просит водрузить в вестибюле диван, на котором и лежал, покуривая сигару, пока царь его дожидался. Но если Захарьин начинал лечить труженика-интеллигента или просто умного человека, ни о каких чудачествах не было и помину. К больному приходил просто врач - внимательный и тонкий собеседник, знаток музыки и живописи. Так что Захарьин знал, с кем и как надобно ему обращаться!

    Больше всего ему попадало за те бешеные гонорары, которые он брал за визиты на дом. Сам Захарьин в разговоре с Мечниковым однажды признался - "Вот говорят, будто я много беру. Если неугоден, пускай идут в бесплатные лечебницы, а мне ведь всей Москвы все равно не вылечить... В конце концов, Плевако и Спасович за трехминутную речь в суде дерут десятки тысяч рублей, и никто не ставит им это в вину. А меня клянут на всех перекрестках! Хотя жрецы нашей адвокатуры спасают от каторги заведомых подлецов и мошенников, а я спасаю людей от смерти... Не пойму - где же тут логика?".

    Наиболее тяжкие обвинения предъявляли Захарьину  в последний  период жизни - в связи с его частной практикой.  Действительно Захарьин имел крупное состояние,  приобретенное частной врачебной практикой,  и огромный доходный дом на Кузнецком мосту. У него была установлена такса - 50 рублей за  прием  больного  в своем кабинете и 100 рублей на дому у больного. "Стяжательские  приемы захарьинцев" (имелись в виду также его ассистенты,  прием у которых стоил 10 рублей) подверглись критике в общей и медицинской печати. С легкой руки журналиста Жбанкова появились термины - "московская захариниада" и "захарьинские молодцы". Имя Захарьина стало на Руси "притчею во языцех", и ему доставалось от публики даже тогда, когда он потрясал своей мошной ради пользы общества.

    Время старательно фильтрует наше прошлое, отделяя дурное от доброго. Но дурное почему-то помнят, а все лучшее, что делал Захарьин, предано забвению или охаяно.

    Напомним, что в университетской  клинике он  принимал бесплатно.  Свое жалованье профессора Московского университета он отдавал в фонд  нуждающихся  студентов. Но прав был классик - "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Распоясавшемуся обществу всего было мало. Однажды Захарьин внес 30 000 рублей в фонд помощи нуждающимся студентам, но студенты сразу устроили митинг - "Почему только тридцать тысяч? Почему так мало?". Перед смертью Г.А. Захарьин ассигновал полмиллиона рублей на устройство приходских школ в провинции - в  Саратовской  и Пензенской  губерниях, но газеты тут же разругали его - почему он передал деньги сельским школам, а не городским?..

    В итоге, в 1896 году Григорий Антонович вынужден был подать в отставку. Он покинул университет, а через год умер в одиночестве, словно отверженный.

     

    Но не все врачи попали под влияние Манассеина и Ко . Примером могут служить "Врачебныя этическия правила" - Составленныя комиссіей, избранной Обществом Кіевских Врачей и утвержденныя имъ в заседании 7-го октября 1889 года. Эти правила были подписаны Председателем Комиссии, президентом Общества Киевских Врачей профессором Н. Хржонщевским, и, регламентировали практически все стороны врачебной деятельности.

    В разделе Б. - "Требования врачей от публики" п.  10 гласил - "Врачи вправе требовать, чтобы больные уважали их труд, оберегали их время и силы и не злоупотребляли последними без особенной нужды", а п. 12 прямо указывал на достойное отношение к врачу -  "Врачи могут по справедливости требовать, чтобы без особой надобности их не приглашали внезапно, особенно ночью, кроме того, даже в случае подобной необходимости, больные должны обращаться по преимуществу к постоянно пользующим их врачам или в ночные врачебные дежурства, равно как и в акушерскую клинику. Больные должны, по возможности, посылать за врачом раньше часов его выезда для того, чтобы врач мог распределить свое время. Приглашения должны быть по возможности, письменными с обозначением точного адреса".

    Особый интерес представляет раздел В. - "Вознаграждение за труд". Цитируем его по первоисточнику без купюр и комментариев:

    13. Врачи имеют полное право требовать вознаграждение за всякий исполненный ими врачебный труд.

    14. Врачебная помощь бедным, наравне с другими их нуждами, должна подлежать попечению городских и сельских обществ и других учреждений подобно тому, как это существует в других странах и у нас.

    15. Бесплатная врачебная помощь бедным предоставляется по доброй воле врачей, причем лица, состоящие под покровительством Александровского Комитета раненых, имеют право на бесплатное пользование врачебной помощью.

    16. Гонорар за операцию, равно как и приглашение врача в отъезде и гонорар за это, устанавливаются по особому взаимному соглашению.

    17. Если приглашенный врач осмотрел более одного больного, то при определении гонорара врачу должны приниматься во внимание и эти больные.

    18. Ночные визиты, сделанные по приглашению больного, должны быть оплачиваемые, считая для таковых время от 9 часов вечера до 7 утра.

    19. Врач должен отказаться от вознаграждения за помощь товарищу врачу и его семейству, что уже давно освещено обычаем.

    Изучение текста этих "Врачебных этических правил", действовавших в Киеве каких-то 100 лет назад вызывает чувство белой зависти. Наши предшественники по врачебному клану не только умели уважать себя, но и умели требовать должного отношения к себе общества, которому служили. А как же иначе?

    Любое сотрудничество должно быть обоюдовыгодным. Иначе это уже не сотрудничество, а использование.

                                                          ***

    Hадеюсь, что любой, мало-мальски образованный человек в курсе, что прецедентов "бесплатной" медицины за последние 10 тысяч лет практически не было. Если отбросить декларации и различные формы взаимозачетов (оплата продуктами, обучение и содержание лекаря за счет деревни и т.д.), то впервые прецедент появился примерно 35 лет назад "в отдельно взятой стране". Именно 35, а не 80, как считают многие.

    Hадеюсь, все помнят эпизод из "Доктора Живаго", когда к женщине в критическом состоянии он согласился из любезности поехать ночью, оговорив предварительно вопрос оплаты в виде комода, с доставкой силами родственников пациента. Второй эпизод оттуда-же - как в Сибири он не мог отучить местное население за консультации приносить продукты (в которых не нуждался, т.к. жил на содержании у атамана бандитов-партизан). Может быть с образованием мощного государства что-то изменилось?

    Читаю воспоминания о знаменитом хирурге В.Ф. Войно-Ясенецком, датированные концом тридцатых - "Живя в ссылке, работал в местной больнице, и иногда, желая показать молодым врачам пример бескорыстия, с бедных пациентов не брал плату за операцию...". Тогда врачам зарплату государство уже платило (примерно такую же как и сейчас) (К. Зайцев, 2004).

    Начало создания "бесплатной" медицина в СССР, в том виде, как она существовала до последнего времени, было положено в 60-е годы ХХ века усилиями "великого реформатора", засевавшего Заполярье кукурузой и обещавшего через 20 лет коммунизм. Разумеется при коммунизме ни о какой плате за лечение, образование, охрану безопасности и имущества и т.д. речи идти не могло. Но все же врачам установили зарплату, превышающую среднестатистическую (начинающий врач получал, с учетом дежурств, рублей 160-180, в отличие от начинающего инженера, получавшего 115), и "строго" наказывали за поборы.

    Кроме того, государством осознанно (с помощью продажной пишущей братии, готовой писать под любой социальный заказ) создавался лубочный морально-этический образ врача - человека благородного, бескорыстного, некую пародию на средневекового монаха. Всех это устраивало, и за последующие годы все к этому привыкли.

                              

                                                               ***

    А справедливо ли общество по отношению к врачам?

    Ответ дает классик - патриарх кардиохирургии Н.М. Амосов в своем реквиеме - "Голоса времен" (1998).

    Клиника Корфера в маленьком городке Бед-Оэнхаузен, недалеко от Дюссельдорфа.

    "… 4-5 тысяч операций в год - шунтирование и замена клапанов (наряду с десятками пересадок сердца и другими сложными вмешательствами, и смертность 1-3%. Оперируют в любом возрасте…. Операции, разумеется, платные - 40-50 тысяч марок.

    Я восхитился, но, даже не подумал - "Вот бы мне!". Ехать так далеко… Денег нет…

    Отправили факс Корферу, поговорили с ним по телефону и через день получили официальное разрешение: приезжайте, стоимость операции 44 000 марок. … По телефону договорились с Корфером, что "примут в кредит", но это - на несколько дней.

    Своих денег у меня было около 6000 долларов - накоплены за пять лет на случай смены стимулятора, ценой большой экономии, гонораров, стипендии от Сороса".

    Огромные средства заработал отец кардиохирургии Украины за всю свою трудовую жизнь. Их не хватало даже на продление его собственной жизни!!! Может быть прав был Т. Бильрот, когда оценил достижения своей карьеры - "Мало радости дала мне хирургия".

    Символично и окончание книги великого бессребреника - "Мой эксперимент закончен!"

    (можно пофантазировать и о том, что объявление много лет провисевшее в вестибюле института - "Родственников и больных прошу не делать подарки персоналу, кроме цветов. Амосов". - наследники, зная об итоге жизни великого учителя, наверняка снимут.

     

                                                           ***

    Вместо эпикриза.

    Святой обязанностью общества должно быть обеспечение медицинских работников достойным и приличествующим уровнем жизни. Когда врач плохо одет, с трудом сводит концы с концами, не обеспечен хорошей квартирой, никакая клятва Гиппократа или уставы врачебных ассоциаций не сделают его доброжелательным. Он не только врач, но и человек, и становится изначально раздраженным.

    Ему не до психологии, не до собственной квалификации, не до врачевания. Учесть надо еще одно обстоятельство: плодящиеся нувориши, разъезжающие на импортных автомобилях и отдающие во время осмотра врачебном кабинете указания по мобильному телефону, которые смотрят на врача как на заведомо "неполноценное существо", как на "обслугу".

    Когда много лет назад английские врачи устроили забастовку, добиваясь повышения зарплаты, они мотивировали свое требование не тем, что она низка, а тем, что она недостаточна для поддержания имиджа врача в глазах общества и пациентов. А этот имидж необходим для полноценного врачевания.

    Если общество требует от врача соблюдения принципа - "Salus aegrofi - suprema lex", т.е. "Благо больного - высший закон". То разве не должно быть и обратного - "Благо врача - высший закон"?

    Я за безошибочную работу врачей, за их доброту, высокий профессионализм, самосовершенствование. Но я и за то, чтобы всеми указанными свойствами обладал и пациент - больной и здоровый, с которым общается врач. Давно сказано, но не устарело - "Счастливый врач лучше несчастного". И мне представляется вполне логичным; когда больной, на исцеление которого направлены все усилия-врача, испытывает уважение к нему, помогает врачу в его тяжелом труде, бережет его душевный покой и здоровье.

    Иллюзия того, что пациент может обращаться в любое время, не считаясь с правом врача на отдых, делает жизнь врача зависимой, невыносимой, лишает внутренней свободы и в конечном итоге порождает раздражение и неприязнь к больному, что скажется на дальнейших отношениях. Да, неоказание медицинской помощи наносит вред здоровью человека. Но разве бездеятельность и равнодушие людей других профессий не могут нанести тот же вред?

    А гуманно ли общество относится к врачу? Семейный врач в США имеет 70 тысяч долларов годового дохода. Это столько, сколько получат 10 наших участковых врачей за всю свою жизнь!

    Я слышу уже возмущенные упреки - "Врач не должен думать о деньгах, он дает присягу быть бескорыстным" и т.д. Да, верно, но верно и то, что он не Дает клятвы быть нищим!

    Весьма удобная позиция для членов сегодняшнего общества - врач должен стыдиться требовать достойного вознаграждения за свой труд. Врач должен отдавать весь свой труд обществу даром, в то время как его "бескорыстные" и "самоотверженные" пациенты ох как ревниво и старательно умеют оценить свой собственный труд и товар.

    Общество должно признать, что наши врачи обладают достаточно высоким уровнем знаний, и, пока еще не утраченными понятиями о порядочности и доброте. И наконец, общество должно задуматься о том, что в руках врачей самый дорогой, ходовой и скоропортящийся товар - здоровье!

     

                                                             ***

    Немного цинизма.

    Беда нашей медицины в том, что сами врачи чрезвычайно инертны, и, по большому счету ни на что не способны. "Настоящих буйных мало". При проведении всех этих, так называемых, реформ никто у них ничего не спросили - а они даже не пикнули. При своей унизительной зарплате, при том, что им ее годами не платили - они за все это время ни разу не выступили. Рабочие сидели на рельсах, учителя голодали, а медики только ныли и работали. С одной стороны, это связано с тем, что советские врачи (а сейчас у нас в медицине работают именно советские врачи. Те кто побойче еще в самом начале перестройки уехали на Запад) - очень трусливый народ, ужасно корпоративный, несамостоятельный и полностью зависимый от самодурства начальства. Всю жизнь они "стараются соответствовать" жестким и сложным правилам системы, боятся оказаться крайними. Дисциплина в медицине на самом деле гораздо круче, чем в армии, - потому что речь идет об очень большой ответственности. В результате при внешней важности врачи становятся удивительно бесхребетными

    С другой стороны, профессиональная этика подложила медикам большую свинью. Законодатель, чиновники и начальство активно используют клятву Гиппократа, чтобы морочить медикам голову - дескать - "поклялись - терпите".

    Если бы врачи были способны за себя постоять, если бы у них были настоящие боевитые профсоюзы, если бы они отказались работать за такие деньги, которые им как кость-подачку бросает общество, то медицина стала бы предметом публичной политики. Они могли бы заставить общество наконец подумать, на что оно готово. А пока этого не будет, ни каких серьезных изменений нас не ждет.

    И дальше будет то же самое. В публичной политике у нас остался один вопрос: существует ли медицинская политика вообще?

    Ни у одной партии нет ни только программы медицинской реформы, но и просто четкой позиции. Только чиновники шелестят бумажками. Трудятся непрофессионалы в темных кулуарах минздрава в порядке бюрократического обсуждения и согласования позиций.

    Публичное обсуждение медицинских вопросов не нужно никому. Посмотрите хотя бы на проплешины в сессионном зале Верховной Рады, когда выступают медики? Пустых кресел намного больше, чем присутствующих слуг народа. Это понятно. Медицина - не распределение портфелей председателей профильных комитетов, не утверждение статей бюджета, не создание "свободных (от соблюдения законов?) экономических зон и не распределение "вкусных" инвестиций. За лоббирование медицинских вопросов "кеш" не получишь.

    Но чтобы произошла медицинская реформа, нужно, чтобы общество действительно этого захотело, чтобы не только политики, но и простые люди заговорили об этом. Тогда нация сможет заказать государству сделать эту реформу и сможет требовать результата. Пока что все в Украине меняется в обратную сторону - так что думаю, надеяться не на что.

     

    Литература:

     

    1.       Амосов Н.М. Голоса времен. - К.: Оранта-Пресс, 1998. - 496 с.

    2.       Булгаков М. Собачье сердце. - /Избранные произведения в двух томах. - К.: Дніпро, 1989. - том 1. - С. 454 - 755.

    3.       Зайцев К. О докторах, о пациентах и о том где мы живём //Новый Хирургический Архив - 2004. - том. 2. - №4

    4.       Смотров В. Н. Мудров. М.: Медгиз, 1947.

    5.       Мудров М.  Я.  Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача. М., 1814, с. 9, 29.

    6.       Копелев  Л.  Святой  доктор Федор Петрович.  ПетроРНФ, 1993.

    7.       Власов В. В. Основы современной биоэтики. Избранные лекции. - Саратов: Саратовский госуд .медицинский университет, 2000 

    8.       Гукасян А.  Г.  Г. А. Захарьин. М.: Медгиз, 1948, с. 55.

    9.       Гиппократ.  Избранные книги. М.: Сварог, 1994, с. 74.   

    10.   Василенко В. X. На грани античной и новой медицины // Терапевтический архив. 1983. ь 1, с. 68, 73.

    11.   Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М.: Наука, 1983.

    12.   Молль  А.  Врачебная  этика.  Обязанности врача во всех отраслях его деятельности. Для врачей и публики. С.-Пб., 1903, с. 84.

    13.   Эльштейн Н.В. Взаимоотношения врача и пациента в меняющемся времени //РМЖ. - 1996. - том. 3. - №6

    14.   Голицын Ю. Как жили государственные служащие до революции //Инвестиции плюс. - 2000. - № 8 (29) 

    15.   Марло Кристофер.Трагическая история доктора Фауста. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.-123 с.

    16.   Шамов И. Врачи и жертвенность. Нищета вынуждает доктора терять бескорыстие по отношению к больному. // Медицинская газета - 2004. - №14 (25 февраля 2004).

     

     Селюков Георгий Иванович,
    Доцент кафедры психиатрии, сексологии и медицинской психологии
    Национального медицинского университета, КИЕВ

    (067) 209-7455 – мобильный

    (044) 468-3554 – кабинет

     e-mail: selyukov@kiev.ldc.net ; doctor@zeos.net

    Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (07.12.2010)
    Просмотров: 1333 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Создать бесплатный сайт с uCoz